СПЕКТР

Когда в первый раз программа СПЕКТР появилась в программе Московского кинофестиваля, кто-то из именитых критиков нервно пошутил, мол, это что такое? – некий призрак, наведавшийся  к нам из подсознания Джеймса Бонда? Да нет же – и это особенно очевидно в нынешней программе – это картины, которые могут быть объединены только тем, что объединить их, на самом деле, невозможно. В картинах, разместившихся под крышей этой рубрики,  царят самые различные умонастроения. Элегантный абсурдистский сарказм пронизывает каждый кадр шведской притчи «Современный проект». Легкая ирония, помноженная на тончайшее чувство кинематографического стиля, пронизывает фильм «Парк», чей автор – Дамьен Манивель только что вернулся из Канна, где с успехом показал эту картину в программе «Acid».  Совсем юные белорусские кинематографисты, авторы фильма «Граф в апельсинах» -    пусть еще довольно робкие в мастерстве режиссуры, блестяще справились с гораздо более сложной задачей – сделать свой дебют эмоционально заразительным, передать в диалогах, в блистательном саундтреке ощущение бесшабашной, не взирающей на авторитеты молодости. Реальность и смелая фантазия, сон и явь присутствуют на равных правах в остроумном фильме «Шанхайская невеста», снятом в Аргентине режиссером с итальянской фамилией Андрицци. И здесь же, рядом с бурлескными жанровыми «выходками» режиссеров самых разных стран, среди которых особое место занимают авторы российского «Преображения», которые – внимание! – запрещают… выключать мобильные телефоны во время просмотра, - пронизанная чувством экзистенциальной отрешенности, мастерски снятая трагическая притча «Запорошенные пеплом» подающего большие надежды латвийского режиссера Дависа Симаниса. А самое главное, наверное, заключается в том, что большинство из этих абсолютно разных, предельно, вызывающе «авторских» фильмов , попали в программу СПЕКТР  на правах международных и даже мировых премьер.
 
Петр Шепотинник