Корея: история и современность. Фильмы Ли Джун Ика

Кинематография Республики Корея сегодня представлена во всех трех конкурсах. Персональная ретроспектива режиссера Ли Джун Ика придает картине этой ведущей киношколы мира многоплановый характер. Дело в том, что карьера этого режиссера развивалась далеко не равномерно. Он начинал свою работу в кино как продюсер и прокатчик в 90-е годы, способствуя диверсификации кинематографического пейзажа и проникновению корейского кино на мировые экраны. Его карьера как режиссера напоминает аттракцион «Американские горки» - проходные вполне заурядные фильмы здесь соседствуют с коммерческими хитами национального масштаба, суперпродукциями и изощренными фестивальными лентами. В нашей программе мы собрали наиболее характерные для различных сторон дарования режиссера работы.
 
Прорывом на международную арену стал его предпоследний фильм «Садо» (известный в мире под международным англоязычным названием «Трон»). Садо – не сокращенное название садомазохизма, а имя главного героя - наследного принца Садо (1735-1762), осмелившегося бросить вызов своему отцу. Не раскрывая деталей сюжета, скажу, что главная тема фильма передается отечественной формулой «Тяжела ты шапка Мономаха». На фоне национальной и семейной трагедии разыгрывается философская драма, достойная античной трагедии.
 
У себя на родине успех пришел к Ли Джун Ику еще в 2005, когда его фильм «Королевский шут» стал чемпионом национального бокс-офиса. В этой картине  исторический антураж был воспроизведен на экране с потрясающей достоверностью, а актеры изощренно лавировали между комедией и мелодрамой.
 
Через два года Ли завоевал подростковую аудиторию историей потрепанных сорокалетних мужчин, пытающихся осуществить свою юношескую мечту – сколотить рок-группу. «Веселая жизнь» представала с экрана не такой уж веселой. И уж совсем парадоксальным был замысел фильма «Надежда» (2013) – вернуть надежду семье девятилетней девочки, искалеченной изнасилованием. Жестокая мелодрама была построена не на сценах насилия, а на силе сострадания, и неожиданно принесла картине впечатляющий зрительский успех.
 
Последняя работа режиссера – фильм «Дончжу: портрет поэта» как бы в пику высокобюджетному «Садо» выстроен в скромной черно-белой гамме, создающей иллюзию кинохроники не столь давнего прошлого, когда, как и у нас, поэт был больше чем поэт, воплощая мечту о национальной независимости и социальной справедливости. Ли Джун Ик не останавливается на достигнутом и продолжает экспериментировать.
 
Кирилл Разлогов