К 120-ЛЕТИЮ СТУДИИ «ГОМОН»

Располагая производственными мощностями, прокатной сетью, внушительным каталогом престижнейших фильмов в мире, компания «Gaumont» сегодня является одним из ведущих игроков в киномире. Её история неотделима от истории кино, а 120 лет существования обеспечивают ей уникальный статус, опирающийся на богатый опыт и способность беспрестанно обновляться.
 
Когда в 1895 г. Леон Гомон, которому тогда был лишь 31 год, возглавил фирму «Comptoir Général de la Photographie», никому и в голову не могло прийти, что он дал жизнь единственной в мире компании-ровеснице кинематографа. Фирма занималась продажей оптики и фотоматериалов. Леон Гомон с большим воодушевлением отнёсся к работам Эдисона и братьев Люмьер, поверил в будущее кинематографа и с 1900 г. решил сам производить киноаппаратуру. Затем занялся проблемами звука и цвета и запатентовал аппараты хронофон и хронохром. В 1903 г. имя матери – Маргарита - навело его на мысль создать знаменитый логотип фирмы. Его секретарь Алис Ги предложила сопровождать презентации продаваемой аппаратуры маленькими кино-скетчами. Леон Гомон дал согласие, при условии, что съёмки будут проходить в нерабочее время! Вот так в 1896 г. Алис Ги стала первой в мире женщиной-режиссёром и первым в мире продюсером. Она сняла около 300 фильмов и даже экспериментировала со звуком в фильме со 110 фоно-сценами. Её продукция охватывала все жанры – комедия, драма детектив, научная фантастика, вестерны и даже мультипликация, которую изобрёл работавший там же Эмиль Коль. Затем художественным директором компании стал Луи Фейад, который поставил такие знаменитые фильмы, как «Жюдекс», «Фантомас» и «Вампиры».
 
С 1897 г. «Gaumont» начала снимать кинохронику. В 1910 появились знаменитые «Новости от Gaumont», которые каждую неделю демонстрировались в кинозалах перед фильмом. 
 
В 1910 Леон Гомон покупает ипподром на площади Клиши в Париже и превращает его в огромный кинозал на 3400 мест – самый большой в мире. Так родился Дворец Гомон. С этого момента компания начинает приобретать залы по всей Франции, обеспечив себе, таким образом, контроль над всей цепочкой от производства аппаратуры до кинопоказов зрителю.
 
В 1925 г. Леон Гомон подписал прокатный договор с МГМ и создал новое общество - GMG, la Gaumont Metro Goldwyn, просуществовавшее три года.
 
Леон Гомон удалился от дел в 1930 г. с приходом звукового кино. Его компания превратилась в «Gaumont Franco Film Aubert» (GFFA). Новое руководство продолжило развивать сеть кинотеатров и производить фильмы, среди которых было немало шедевров, таких как «Аталанта» Жана Виго.
 
В 1938 г. GFFA превратилась в «Société Nouvelle des Etablissements Gaumont» (SNEG), которое возглавил Ален Пуарэ. Этот харизматичный человек стал продюсером или со-продюсером более 150 полнометражных фильмов, многие из которых приобрели статус культовых.
 
В 1975 г. президентом «Gaumont» стал Николя Сейду, который с размахом взялся за дело – существенно увеличил количество кинотеатров, выработал более амбициозную производственную политику.
 
Даниэль Тоскан дю Плантье был сторонником более броского стиля. На его счету успешные постановки, рассчитанные на широкую публику, равно как и авангардистские работы. Он же ввёл в обиход понятие «фильм-опера», среди которых особо выделяются «Кармен» Франческо Рози и «Дон Жуан» Джозефа Лоузи.
 
В середине 80-х годов Патрис Лёду станет продюсером «Голубой бездны» и «Пятого элемента» Люка Бессона, равно как и «Пришельцев» Жан-Мари Пуарэ.
 
На сегодняшний день президентом «Gaumont» остаётся Николя Сейду, Сидони Дюма – генеральный директор, а Кристоф Рианде – заместитель генерального директора.
 
Совместно с «Europalaces» «Gaumont» владеет обширной сетью кинотеатров, где демонстрирует такие картины, как «Дядюшки-гангстеры», «Агент 117», «Сто тысяч долларов на солнце», «Ужин с придурком», «Мания величия», «Бум», «Невезучие», «Ночь Варенны», «Фантомас», «Никита». Это сотни шедевров, о которых мечтают зрители всего мира. Они снимаются непревзойдёнными режиссёрами с участием великолепных актёров. Компания вписала в историю кино несколько прекрасных страниц.
 
В последние годы «Gaumont» ориентируется на производство, финансирование и прокат фильмов сразу на французском и английском языках. Компания участвовала в частности в копродукции картины блокбастера «1+1» и занималась её прокатом во Франции и международными продажами. Компания также финансирует фильмы на английском языке – «Тайное влечение» Анн Фонтэн, «Невероятное путешествие мистера Спивета» Жан-Пьера Жёнэ, «Только Бог простит» Николаса Виндинга Рёфна.
 
Сегодня «Gaumont» является обладателем второй по величине коллекции фильмов во Франции, включающей более 900 наименований, среди которых работы таких известных режиссёров, как Люк Бессон, Маттьё Кассовиц, Франсис Вебер, Жан-Жак Бенекс, Федерико Феллини, Морис Пиала или Жан-Люк Годар.
 
В дополнение к продюсерской и дистрибьютерской деятельности «Gaumont» вместе с «Pathé» создали самую большую сеть кинозалов в Европе «Cinémas Gaumont Pathé». 
 
«Gaumont» стремится обеспечить своё присутствие во всех секторах аудиовизуального рынка. При содействие международного филиала «Gaumont International Television» был создан сериал «Ганнибал», транслировавшийся по NBC, и «Хемлок Гроув», который можно было посмотреть на канале Netflix.
 
Сегодня взгляд «Gaumont» обращён в будущее, в сферу интересов по традиции попадают самые разные направления, все подразделения компании нацелены на эволюцию того вида искусства, пропагандистом которого она всегда была и остаётся.