ВОСЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ

 
 
Программа «Восемь с половиной фильмов» - в идеале – горячая сводка с поля фестивальных битв, в которых самые лучшие порой терпят поражение  - или в силу закулисных интриг или невежества разношерстных судей или, или… Почему, впрочем  «поражение»? , перебиваю  я сам себя в связи с, например, непревзойденным по мастерству фильмом Марен Адэ «Тони Эрдман», который, на наше счастье, украсит программу в этом году. Я уверен, что ценность фильма, которому рукоплескал Канн и которому, уверен, будет рукоплескать Москва, не в обретении позолоченного приза, занимающего почетную полку на серванте. Он если и проиграл другим, менее оригинальным картинам, то – поистине геройски, еще более повысив свои ставки, и его ждет, уверен, триумфальная судьба, эхо которой будет простираться далеко за рамки чисто фестивальных мероприятий. Другое сражение, которое сможет оценить зритель нашей программы – это недавнее присутствие в Каннском конкурсе  двух, весьма похожих стилистически, одинаково выдающихся румынских фильмов – Кристиана Мунджу и Кристи Пую. Предыдущие фильмы и того, и другого, между прочим, украшали программу «Восемь с половиной» в разные годы, что сразу, через несколько недель после каннских премьер, сделало зримым и осязаемым присутствие этих мощных кинематографических талантов в сознании  российского кинозрителя. Кто из них лучше, а? Посмотрим, что скажет зритель кинотеатра «Октябрь». Этот зритель - одно из самых главных завоеваний программы. Сколько раз на протяжении 17 лет нам удавалось разглядеть в залах разных кинотеатров – в уже несуществующем «Ударнике», в Центральном Доме молодежи на Комсомольском, в «Художественном» - лица выдающихся кинематографистов страны, которые своим присутствием придали нашей  программе вес. Убежден, найдутся среди этих именитых и самых простых (но всегда непростых, если уж они нашли дорогу к этой программе!) кинозрителей и те, кто оценит любопытные режиссерские дебюты, - скажем, фильмы «Тиккун» и «Великие свершения», за  которыми, уверен, последуют еще более яркие вторые, третьи картины. Приятным подарком для любителей экстремальной режиссуры будет и бурлескная «Моя грандиозная ночь» ( В российском прокате - "Убойный огонёк") Алекса де ла Иглесиа, который в очередной раз демонстрирует свой хулиганский талант, поделив славу на пару с кумиром 70-х – Рафаэлем, азартно, остроумно  разрушающим в этом фильме свой имидж романтического ангела. Вслед за этой картиной не грех назвать и блестящую  стилистическую эскападу мэтра европейской кинорежиссуры Ежи Сколимовского под названием «11 минут».  Странно, однако… В прошлом году «13 минут», в этом году «11»… 10, 9,8... 3,2,1… старт!
 
Петр Шепотинник