ВРЕМЯ ЖЕНЩИН

В 21-м веке сексизм в мировой киноиндустрии начинает уходить в прошлое. Число женщин, делающих заметные успехи в кинорежиссуре, с каждым годом растет, а мировые кинофестивали активно ищут фильмы женщин для своих программ. Women’s Cinema - стало своего рода глобальным феноменом, о нем пишут критические и научные исследования и его раскручивают медиа. Женщины Европы и Азии, США и России, пока не могут доминировать в мейнстриме, но прочно заняли позиции в арткино, артхаусе и артмейнстриме, так что не исключено, что пройдет еще немного времени, и мы наконец  увидим разнообразные «женские блокбастеры». Во всяком случае, американские женщины-режиссеры уже активно поднимают этот вопрос в глобальной Сети. 
 
Подобное усиление позиции женщин в кинопрофессиях, и в том числе в режиссуре, является не только результатом разнообразных этапов феминистского движения в разных странах, равно как и осознанной культурной политикой ряда стран, отстаивающей гендерный баланс, но и великолепными способностями женщин быстро учиться и профессионализироваться (неслучайно по статистике сегодня во многих западных странах число женщин с дипломами о высшем образовании и PhD сегодня превышает число мужчин). Женщины все активнее создают свои организации и институции, способствующие продвижению фильмов на фестивалях, равно как через другие формы проката. Порой они идут на медийные скандалы, взрывая ситуацию, и добиваясь своих целей. Еще свеж в памяти медийный скандал вокруг Каннского кинофестиваля 2012 года, в котором женщины быстро организовались и выдвинули требования крупнейшему фестивалю начать отбирать в конкурс их фильмы. В этом году программы таких важных кинофестивалей, как Сандэнс, Роттердам, Гетеборг, Берлин, Канн откровенно свидетельствуют, что их отборщики заметно продвинулись в изучении Women’s Cinema.  
 
Фильмы женщин-режиссеров вносят новую чувствительность в кино, конструируя другие предметы и объекты видения в быстро меняющейся социальной среде, нежели те, которые были представлены в кино 20-го века, в котором доминировали мужчины. Женщины совсем по-другому заставляют видеть и женщин, и мужчин на экране, не столько мифологизируя и поэтизируя реальность, равно как и субъекта, сколько подходя к ней критически и стереоскопически. Женщины любят нюансы и детали, которые часто и складывают стереоскопический взгляд на субъект, будто бы держа в голове мысль о том, что кино – это не только зрелище, развлечение, или философский и политический мэсседж, но исследование человека и среды, и своего рода инструмент психологической и социальной терапии. Кино женщин-режиссеров с их часто возникающей семейной проблематикой, равно как и глубокими исследованиями сексуальности, как будто бы напоминают о гуманизме в эпоху торжества постгуманизма, и тем самым позволяют держать своего рода баланс в наших представлениях о человеке, обществе и мире. Women’s Cinema не столько проводят имперский взгляд на общества, в которых живут и снимают, сколько способствует утверждению множества космополитических взглядов, создавая тем самым своеобразную общую мечту об открытом мире, лишенном жестких границ, противостоящем насилию, равно как и вертикалям власти. Утверждение подобного качества взгляда в эпоху глобальных медиа и транснационализации кино совершенно логично, поскольку последние настраивают на него своей онтологически заложенной идеей открытого мира. 
 
Московский международный кинофестиваль второй год подряд включает в свою программу игровые фильмы женщин-режиссеров отдельным блоком, тем самым, выражая поддержку успехам женщин в глобальном киномире. В этом году название программы «Время женщин» удачно соответствует тем очевидным гендерным изменениям, которые произошли в мировом кино, затронувшим и нашу страну, где женщины-режиссеры, увы, пока не институциализированы также хорошо, как, например, в США, где работают такие организации, как Film Fatales, Alliance of Women Directors, Women in Film и другие, но тоже уже говорят о себе в полный голос.  Программа «Время женщин» делает своего рода акцент на опыт США, включая сразу несколько фильмов оттуда с целью показать, насколько в стране  культуры постфеминизма умение организовываться и сотрудничать друг с другом, а также умело использовать новые медиа для продвижения своих работ, служат усилению профессионализации, равно как и способствуют возможности продолжать работать в глобальном и архи-конкурентном современном мире кино и медиа. Опыт американок, давно сумевших сделать фестиваль Сандэнс, равно как и фестивали в Нью-Йоркске, Трайбеке, Сиэтле, и т.д. – любимыми площадками своих первых показов, равно как и показов женщин-режиссеров из других стран, может очень пригодится для российских женщин-режиссеров, пока главным образом только представленных на фестивале «Кинотавр», равно как и российских зрителей, желающих узнать о новых тенденциях в мировом кино. Программа «Время женщин» - время смотреть кино по-новому.   
 
Анжелика Артюх
куратор программы