THE TIME OF WOMEN

In the 21st century in the film industry sexism is becoming a thing of the past. Each year more and more women leave their mark as filmmakers, world film festivals seek out works by female directors for their programs. Women’s cinema is a world phenomenon, a subject of critical and scientific studies, a media topic. Women in Europe and Asia, USA and Russia have not as yet attained dominant positions in the mainstream, but they have firmly secured a place for themselves in art films, art house cinema and art mainstream, so probably in a short time we will be watching various “female blockbusters”. In any case American women filmmakers are actively discussing it on the Internet. 
 
The strengthening of women’s positions in various film professions including film directing has been brought about not merely by various stages in the feminist movement in various countries or the conscious gender-oriented cultural policy in a number of states, but also by the women’s amazing ability to quickly learn and become professional. It is no accident that statistical data for many Western countries indicates that the number of women with higher education and PhDs exceeds the corresponding figures for men. Women are actively setting up their organizations and institutions, promote films at festivals and in other forms of distribution. They may resort to media uproars, blowing up the situation and achieving their goals. We still vividly remember the uproar at the 2012 Cannes Film Festival when women got together and promptly put forward the demand that the leading festival should select their works for competition. This year’s programs of such festivals as the Sundance, Rotterdam, Gothenburg, Berlinal, Cannes provide the evidence that their selectors have advanced in the study of Women’s Cinema.
 
Films by women directors introduce new sentimentality, construct different subjects and objects of scrutiny in the rapidly changing social milieu, which do not resemble those of the male-dominated cinema of the 20th century. Women force us to take a different look at women and men on the screen; instead of mythologizing and poeticizing the reality or the subject, they adopt a critical and stereoscopic approach. Women love nuances and details which often add together to form a stereoscopic image of the subject. They seem to keep in mind that cinema is not merely entertainment, performance or a philosophical and political message, it is also the study of a human being and his milieu, an instrument if psychological and social therapy. Films by women directors which often tackle family problems and offer in-depth studies of sexuality, seem to remind us about humanism at the time of the triumph of post-humanism and in so doing permit to preserve the balance in our understanding of man, society, the world. Women’s Cinema does not so much advocate an imperial gaze to society in which they live and work, but rather it promotes a multitude of cosmopolitan gaze creating a common dream about an open society without hard and fast borders which opposes violence as well as vertical power structures. At the time of global media and transnational cinema this qualitative approach is absolutely logical because it naturally follows from their inherent idea of an open society.
 
For the second year running the Moscow International Film Festival includes films by women directors as a separate program, thus showing support for the success of women in world cinema. This year’s program is called “The Time of Women” which resonates with the evident gender changes in world cinema and in our country, where female directors are – sadly – not as yet so well institutionalized as they are in, say, the USA with the actively functioning organizations like “Film Fatales”, “Alliance of Women Directors”, “Women in Film” and others, but nevertheless they are making themselves heard. The program “The Time of Women” stresses the US experience and includes several movies from that country with the aim of showing how in a country of post-feminism the skills of self-organizing and cooperating with each other, of using new media to promote one’s work lead to growing professionalism and give a chance to go on working in the global and very competitive world of contemporary media and film. The experience of American ladies who have long ago managed to turn the festivals in Sundance, New York, Tribeca, Seattle their favorite venues for premiere screenings as well as for women directors from other countries can be very useful for our female filmmakers who are so far represented mostly at “Kinotavr”, as well as for the Russian viewers eager to learn about new tendencies in world cinema. The program “The Time of Women” is the time to watch movies in a new way.
 
Anzhelika Artyukh 
curator of the program

ВРЕМЯ ЖЕНЩИН

В 21-м веке сексизм в мировой киноиндустрии начинает уходить в прошлое. Число женщин, делающих заметные успехи в кинорежиссуре, с каждым годом растет, а мировые кинофестивали активно ищут фильмы женщин для своих программ. Women’s Cinema - стало своего рода глобальным феноменом, о нем пишут критические и научные исследования и его раскручивают медиа. Женщины Европы и Азии, США и России, пока не могут доминировать в мейнстриме, но прочно заняли позиции в арткино, артхаусе и артмейнстриме, так что не исключено, что пройдет еще немного времени, и мы наконец  увидим разнообразные «женские блокбастеры». Во всяком случае, американские женщины-режиссеры уже активно поднимают этот вопрос в глобальной Сети. 
 
Подобное усиление позиции женщин в кинопрофессиях, и в том числе в режиссуре, является не только результатом разнообразных этапов феминистского движения в разных странах, равно как и осознанной культурной политикой ряда стран, отстаивающей гендерный баланс, но и великолепными способностями женщин быстро учиться и профессионализироваться (неслучайно по статистике сегодня во многих западных странах число женщин с дипломами о высшем образовании и PhD сегодня превышает число мужчин). Женщины все активнее создают свои организации и институции, способствующие продвижению фильмов на фестивалях, равно как через другие формы проката. Порой они идут на медийные скандалы, взрывая ситуацию, и добиваясь своих целей. Еще свеж в памяти медийный скандал вокруг Каннского кинофестиваля 2012 года, в котором женщины быстро организовались и выдвинули требования крупнейшему фестивалю начать отбирать в конкурс их фильмы. В этом году программы таких важных кинофестивалей, как Сандэнс, Роттердам, Гетеборг, Берлин, Канн откровенно свидетельствуют, что их отборщики заметно продвинулись в изучении Women’s Cinema.  
 
Фильмы женщин-режиссеров вносят новую чувствительность в кино, конструируя другие предметы и объекты видения в быстро меняющейся социальной среде, нежели те, которые были представлены в кино 20-го века, в котором доминировали мужчины. Женщины совсем по-другому заставляют видеть и женщин, и мужчин на экране, не столько мифологизируя и поэтизируя реальность, равно как и субъекта, сколько подходя к ней критически и стереоскопически. Женщины любят нюансы и детали, которые часто и складывают стереоскопический взгляд на субъект, будто бы держа в голове мысль о том, что кино – это не только зрелище, развлечение, или философский и политический мэсседж, но исследование человека и среды, и своего рода инструмент психологической и социальной терапии. Кино женщин-режиссеров с их часто возникающей семейной проблематикой, равно как и глубокими исследованиями сексуальности, как будто бы напоминают о гуманизме в эпоху торжества постгуманизма, и тем самым позволяют держать своего рода баланс в наших представлениях о человеке, обществе и мире. Women’s Cinema не столько проводят имперский взгляд на общества, в которых живут и снимают, сколько способствует утверждению множества космополитических взглядов, создавая тем самым своеобразную общую мечту об открытом мире, лишенном жестких границ, противостоящем насилию, равно как и вертикалям власти. Утверждение подобного качества взгляда в эпоху глобальных медиа и транснационализации кино совершенно логично, поскольку последние настраивают на него своей онтологически заложенной идеей открытого мира. 
 
Московский международный кинофестиваль второй год подряд включает в свою программу игровые фильмы женщин-режиссеров отдельным блоком, тем самым, выражая поддержку успехам женщин в глобальном киномире. В этом году название программы «Время женщин» удачно соответствует тем очевидным гендерным изменениям, которые произошли в мировом кино, затронувшим и нашу страну, где женщины-режиссеры, увы, пока не институциализированы также хорошо, как, например, в США, где работают такие организации, как Film Fatales, Alliance of Women Directors, Women in Film и другие, но тоже уже говорят о себе в полный голос.  Программа «Время женщин» делает своего рода акцент на опыт США, включая сразу несколько фильмов оттуда с целью показать, насколько в стране  культуры постфеминизма умение организовываться и сотрудничать друг с другом, а также умело использовать новые медиа для продвижения своих работ, служат усилению профессионализации, равно как и способствуют возможности продолжать работать в глобальном и архи-конкурентном современном мире кино и медиа. Опыт американок, давно сумевших сделать фестиваль Сандэнс, равно как и фестивали в Нью-Йоркске, Трайбеке, Сиэтле, и т.д. – любимыми площадками своих первых показов, равно как и показов женщин-режиссеров из других стран, может очень пригодится для российских женщин-режиссеров, пока главным образом только представленных на фестивале «Кинотавр», равно как и российских зрителей, желающих узнать о новых тенденциях в мировом кино. Программа «Время женщин» - время смотреть кино по-новому.   
 
Анжелика Артюх
куратор программы