При поддержке Министерства культуры Российской Федерации, правительства Москвы и департамента культуры города Москвы

Ольга Любимова
Министр культуры Российской Федерации

Дорогие друзья!

Рада приветствовать участников, гостей и организаторов Пятого международного кинофестиваля стран БРИКС!

Мероприятие вносит неоценимый вклад в культурное сотрудничество и совместное творчество кинематографистов наших стран. об этом свидетельствуют и множество предложенных для показа фильмов, и планы совместной работы, которые, безусловно, будут обсуждаться на творческих встречах в рамках фестиваля. Мы со своей стороны сделаем все возможное, чтобы ваши идеи и проекты стали реальностью.

Уверена, яркая программа фестиваля, несомненно, сделает это событие главным украшением культурного календаря стран БРИКС. от всей души желаю участникам успешной и плодотворной работы, а гостям – незабываемых впечатлений!

Кирилл Разлогов
Куратор кинофестиваля стран БРИКС

Фестиваль БРИКС этого года можно считать юбилейным. Он проходит в пятый раз и, отметившись поочередно во всех странах БРИКС, возвращается в Москву, где этот уникальный проект зародился 6 лет тому назад. Нынешний фестиваль проходит и в особо сложных условиях, связанных с пандемией, с ограничениями в работе кинотеатров, с осложнениями в передвижении людей, со всеми теми препятствиями, которые чинит перед нами и природа, и социальная жизнь.

Тем не менее, и в этих условиях нам удалось организовать фестиваль, творчески комбинируя офлайн- и онлайн-подходы, и собрать пусть небольшую, но чрезвычайно интересную и показательную программу полнометражных фильмов, где представлены кинематографии всех стран БРИКС. По объективным причинам мы вынуждены были отказаться от более широкой внеконкурсной программы, от традиционного показа киноклассики, короткометражных, документальных и анимационных лент, составляющих важную часть кинопродукции каждой из стран. И все же нам удалось добиться того, чтобы основной конкурс предлагал зрителям достаточно разнообразную и разноплановую палитру кинотворчества. Действительно, трудно себе представить набор произведений, столь не похожих друг на друга и по тематике, и по жанрам, как в пределах той или иной страны, так и в их совокупности. Для решения этой задачи в сотрудничестве с киноорганизациями и продюсерами каждой из стран-участниц отборщики опирались преимущественно на региональные киношколы, самобытность которых особо важна и очевидна. Отсюда и разнообразие представленных на экране культур и языков. В то время как Голливуд и Оскаровский комитет предпринимают немыслимые усилия, чтобы добиться хоть какого-то разнообразия на фоне абсолютной унификации глобального мейнстрима, кинематографисты стран БРИКС подают пример свободного и разнопланового творчества. Диапазон рассматриваемых проблем, стилистических решений, жанровых образований в пределах десяти конкурсных картин поистине безграничен.

Те фильмы, которые мы подобрали, идеально соответствуют критериям художественного, творческого и культурного разнообразия. В качестве примера, среди огромного богатства кинопродукции Индии мы выбрали не хорошо известные популярные ленты, а две контрастные картины на языке малаялам из одного штата Керала, колыбели марксизма, где детей нередко называли Ленин или Сталин. С одной стороны, это «1956, Центральный Траванкор» Дона Палатхары – черно-белая картина, утонченная и эстетская. Эта лента представляет экспериментальное направление в кинематографе и штата, и Индии в целом. С другой стороны, «Бирьяни» Саджина Баабу – социальная драма, трагическая история тяжелой женской судьбы. Эта лента намеренно провокационна, нарушает многие табу. Если не так давно в Индии вообще были запрещены поцелуи на экране, что не мешало эротической суггестивности болливудских красавиц, то здесь режиссер намеренно начинает картину с откровенно сексуальной сцены и не щадит зрителя, нагромождая разного рода шокирующие, но реалистичные и соответствующие характеру повествования детали, вплоть до выбрасывания выкидыша героини в чан, где готовится популярное блюдо, давшее фильму название.

При этом Дон Палатхара, выходец из сирийской христианской семьи в штате Керала, выстраивает действие своей картины в христианском контексте, а автор «Бирьяни» рассматривает проблемы женской участи в мусульманском сообществе. Лицо и тело исполнительницы главной роли в этом фильме, актрисы Кани Кусрути надолго остаются в памяти.

Тут-то и начинаются переплетения разных национальных кинематографий в программе БРИКС. В бразильской части одновременно и «Бирьяни», и «Траванкор» напоминает работа представителя старшего поколения, одного из классиков Cinema Novo, режиссера Руя Герры «В клочья». Эта черно-белая мистическая история построена на вариациях реальных и вымышленных взаимоотношений героя с двумя похожими друг на друга женами, каждая из которых живет в своем, особом мире.

Вторая бразильская картина – «Молчание дождя» Даниэля Филью – более традиционна. Это яркая, детективная, приключенческая лента, подтверждающая репутацию бразильского кино как центра мейнстрима Латинской Америки.

Не менее контрастны и картины из Южной Африки. «Поппи Нонгена» (это имя героини) сделана в намеренно спокойном, реалистическом, я бы сказал, социал-демократическом ключе. Фильм рассказывает о превратностях судьбы чернокожей служанки богатой белой семьи и осознании необходимости революции, которая на сегодняшний день уже свершилась. Героиня – человек скромный и работящий, но ее ставят в невыносимые условия и выталкивают на путь социальной борьбы. А вторая африканская лента, «Спасение» – мистическая мелодрама, опирающаяся на традиционные верования, на скрытые и открытые страсти в эстетике, близкой фильму ужасов.

К жанру семейной мелодрамы (но уже без налета мистики) мы можем отнести китайский дебют «Мулин, Вэймин и Имин» режиссера Хуан Цзы – чисто авторское высказывание, явно навеянное личными впечатлениями, очень тонко, я бы сказал, ювелирно поставленное и соответствующее самым высоким требованиям, которые предъявляются к фестивальным дебютам.

Вторая китайская картина, наоборот, поставлена признанным мастером, представителем седьмого поколения китайской режиссуры, скандально знаменитым Лоу Е, любимцем международных кинофестивалей. Как и его дебют «Тайна реки Сучжоу», новая лента «Субботний роман» укоренена в стиле черно-белого ретро в городской культуре Шанхая, который служит не только фоном, но и содержанием этой своеобразной шпионской исторической драмы с великой Гун Ли в роли актрисы – двойного агента.

Таким образом, почти в каждом конкурсном фильме зрителей ожидает сюрприз. Не составляют исключения и две российские картины. С одной стороны, это работа молодого режиссера Андрея Богатырева «Красный призрак». Автор предлагает весьма нетрадиционную трактовку военной темы – события Второй мировой войны показываются на экране в жанровом приключенческом ключе, что в известной мере противостоит советской традиции военно-патриотических фильмов и поэтому многих шокирует (как и индийский секс в «Бирьяни»).

С другой стороны, ветеран-юбиляр (ему недавно исполнилось 80 лет) Александр Прошкин обращается к теме евразийства в картине «Назад в степь к сарматам», сталкивая ненавистные коррумпированные рыночные отношения с попыткой воспроизвести культуру сарматов или, точнее, сарматок, поскольку речь идет о женском движении. Полагаю, что режиссеру было приятно окружить себя молодыми красивыми девушками в экзотических костюмах, которые привлекут, безусловно, внимание не только российских зрителей.

О чем говорит эта разноплановость? О том, что кино в странах БРИКС развивается органично и многоаспектно, о том, что творческие устремления режиссеров разных поколений контрастируют друг с другом, переплетаются и друг друга дополняют. О том, что такого рода подходы к творчеству, безусловно, стимулируют не только пока еще не вполне успешные попытки совместного кинопроизводства, но и взаимный интерес зрителей, который удовлетворяется в первую очередь фестивальным движением, где фестиваль БРИКС занимает весьма значительное место.

Эти соображения объясняют, почему форум в рамках фестиваля мы назвали «Кино стран БРИКС – альтернативы Голливуду». Причем альтернатива не в единственном, а во множественном числе. Именно множественность альтернатив позволяет надеяться на плодотворное развитие и этих кинематографий в будущем, делает их своеобразным примером тем западным реформаторам, которые стремятся внедрить разнообразие в голливудский мейнстрим.

Хотя в этом году из-за пандемии нам не удалось собрать более широкую программу, которая включала бы не только конкурсный, но и информационный показы, будем надеяться, что это произойдет в будущем году на очередном кинофестивале БРИКС в Индии.